Photoshop 4-5 - учебный курс

       

Инструменты группы Перо (Pen)


Давайте рассмотрим всю группу инструментов Photoshop, предназначенных для работы с контурами. Они показаны на рис. 9.18.


Рис. 9.18. Инструменты группы Перо (Pen)

  • Перо (Pen): вы уже успели познакомиться с этим инструментом. Он предназначен для создания новых контуров.
  • Стрелка (Direct Selection): этот инструмент применяется для выделения и перемещения узлов и управляющих маркеров контура. Нажмите и удерживайте клавишу Cmd (в системе Mac OS) или Ctrl (в системе Windows) в то время, как активен любой другой инструмент из данной группы, и этот инструмент временно превратится в инструмент Стрелка (Direct Selection).
  • Перо+ (Add Anchor Point): используется для добавления новых узлов в состав контура.
  • Перо- (Delete Anchor Point): используется для удаления узлов из состава контура.
  • Угол (Convert Anchor Point): с помощью данного инструмента можно изменять тип узлов контура после их создания. Например, можно превратить угловой узел в сглаженный, сглаженный - в точку перегиба, и т. д. В следующем разделе вы подробнее узнаете об этом инструменте.
  • Можно использовать два способа переключения между перечисленными инструментами: либо щелкнув на кнопке активного инструмента работы с контурами и удержав кнопку мыши некоторое время нажатой, что ведет к появлению дополнительной панели инструментов, либо последовательно нажимая на клавишу P в латинском регистре, в результате чего происходит циклическая активизация инструментов группы Перо (Pen).

    Лучший способ изучить данные инструменты - это испытать их на практике, так что приступим к выполнению упражнения. Я думаю воспользоваться примером изображения объекта с криволинейными границами: вам придется потрудиться и отделить от фона изображение головы и плеч персонажа книжной графики, представленного на рис. 9.19. (Данное изображение записано на компакт-диске в файле под названием head.psd.)


    Рис. 9.19. Тестовое изображение: сможете ли вы создать контур вокруг головы этого странного парня?

  • Я начал с работы с инструментом Перо (Pen) и вручную нарисовал контур, более или менее точно воспроизводящий форму силуэта объекта, который требуется выделить, как показано на рис. 9.20. Ну, моя попытка оказалась все же достаточно удачной. Тем не менее, как видно из рисунка, в области шеи линии легли неаккуратно, да и в остальных местах некоторые участки контура отклонились от границ рисунка как внутрь, так и наружу.





  • Рис. 9.20. Начальный вид контура, созданного с помощью инструмента Перо (Pen)

  • Сначала я хочу посмотреть, насколько возможна коррекция формы контура за счет простого перемещения узлов и маркеров, управляющих свойствами узлов. Выбираю инструмент Стрелка (Direct Selection) и решаю сосредоточиться на участке контура в верхней части головы, где линия контура располагается недостаточно ровно. Выделяю самый верхний узел, установив на него указатель и щелкнув кнопкой мыши. Квадратик, обозначающий выделенный узел, заливается цветом в отличие от остальных узлов, квадратики которых остаются прозрачными.


  • ЗАМЕЧАНИЕ Если вы построили контур, но не видите ни одного узла, это просто означает, что контур не выделен. Выберите инструмент Стрелка (Direct Selection), щелкните на любой точке линии контура, и узлы станут видны.

  • По обе стороны выделенного узла появятся управляющие маркеры. Я щелкаю на правом маркере и пробую перетаскивать его в разные стороны, как показано на рис. 9.21, следя, каким образом это сказывается на форме кривой. Когда линия контура точно ложится на край объекта, я отпускаю кнопку мыши.




  • Рис. 9.21. Перемещение управляющих маркеров помогает исправить форму одних частей контура, но неблагоприятно сказывается на других

  • Я исправил форму одной стороны контура головы, но, к сожалению, другая сторона контура из-за этого стала еще хуже прилегать к краю объекта. Хорошо еще, что можно щелкнуть на втором маркере того же узла и переместить его независимо от первого, слегка подправив форму контура. Затем я аналогичным образом отредактировал остальные кривые, выделяя узел за узлом и перемещая управляющие маркеры (см. рис. 9.22).




  • Рис. 9.22. После перемещения некоторых маркеров контур выглядит несколько лучше

  • Инструмент Стрелка (Direct Selection) позволяет делать нечто большее, чем перемещение маркеров узлов. С его помощью можно перемещать и сами узлы контуров. При активном инструменте Стрелка (Direct Selection) вы можете щелкнуть на узле и перетащить его в новое положение. Переместив самый верхний узел контура немного вправо, а узел, располагающийся слева от верхнего, - чуть-чуть вверх, я могу добиться того, что контур будет прилегать к краю головы достаточно хорошо (см. рис. 9.23).






  • Рис. 9.23. Перемещение узлов и управляющих маркеров обычно позволяет решить большую часть проблем подгонки формы контура

    ЗАМЕЧАНИЕ Программа Photoshop позволяет также перемещать одновременно несколько узлов. Чтобы выделить более одного узла, удерживайте клавишу Shift во время щелчка на очередном узле или растяните рамку вокруг группы узлов. После этого все выделенные узлы можно перемещать как одно целое.

  • Теперь контур выглядит гораздо лучше, однако на правой щеке персонажа все еще остается дефектный фрагмент, который, казалось бы, невозможно исправить. На самом деле все, что требуется, - это добавить еще один узел в районе щеки, чтобы дополнительно изогнуть фрагмент контура. Нет проблем! Я выбираю инструмент Перо+ (Add Anchor Point), щелкаю на участке контура, где должен появиться узел, и перетаскиваю указатель, чтобы узел стал сглаженным. Затем слегка перемещаю узел наружу, настраиваю положение маркеров - и кривая контура замечательно повторяет изгиб щеки персонажа, как показано на рис. 9.24.




  • Рис. 9.24. Иногда лучшим решением проблемы является вставка дополнительного узла

    Используя инструмент Перо+ (Add Anchor Point), помните, что, если вам нужен угловой узел, он добавляется простым щелчком. Но если вам нужен сглаженный узел, необходимо щелкнуть и протащить мышь. Кроме того, учитывайте, что нельзя сразу же создать узел - точку перегиба. Вместо этого следует добавить сглаженный узел, а затем преобразовать его в точку перегиба с помощью инструмента Угол (Convert Anchor Point). Подробнее речь об этом пойдет в следующем разделе.

    Если вам потребуется удалить узловую точку, то это очень просто сделать при помощи инструмента Перо- (Delete Anchor Point). Просто щелкните на узле, и он тут же исчезнет. При этом кривая контура изменит форму в соответствии со свойствами оставшихся узлов.


    Содержание раздела